Автофокусный Триплет 80mm /2.8 на Canon EOS
Советы тем, кто хочет использовать старую оптику на современных аппаратах.
Или, как из хлама сделать нечто.
Для начала – небольшое вступление или посвящение. Иначе будет неясно зачем «изобретать велосипед».
Тем, кто вырос в советские времена или хотя бы помнит их, поймет меня без труда.
- Имея в наличии «Зоркий», «ФЭД» или в лучшем случае «Зенит», мы смотрели как на несбыточную мечту, как на изделия инопланетного разума на «Кеноны», «Никоны» и подобные им аппараты, мелькавшие или в репортажах по телевидению или во французских (итальянских) фильмах.
Так случилось, что лет тридцать я не вспоминал о своем детском увлечении фотографией, но вот пришлось сделать несколько снимков по работе и, пощелкав имевшимся под рукой телефоном, я вспомнил, что существует такая вещь как фотокамера.
Порывшись пару дней в интернете, остановил свой выбор на «Панасонике люмикс-2» - дешево и есть возможность смены объективов.
Это и было моей роковой ошибкой – дремавший все эти годы в моей голове таракан проснулся…
Поснимав некоторое время «китом», я захотел чего-то свежего и, приставив к тушке старенький «Гелиос-44», нажал на кнопку спуска. Разница в передаче цвета и объеме картинки была потрясающей.
Тут мой таракан радостно подпрыгнул и завопил:- «Начали»!
Дом быстро стал наполняться переходниками и разнообразными объективами. Было впечатление того, что я попал в сказку: все то, о чем мог только мечтать в далеком советском прошлом или наблюдать на экране, вдруг стало легко доступным. Хотелось попробовать всё.
Таракан развил бурную деятельность и собрал целую компанию из своих родственников и друзей, которые наперебой предлагали свои идеи.
«Переболев» моноклями, перископами, петцвалями и прочими раритетами; вдоволь поизмывавшись над созданием собственных оптических схем, я добрался до инфракрасной фотографии. – Это была идея, нашептанная не простым кукарачей, а уже каким-то вывернутым наизнанку монстром «рача-кукой» или чем-то в этом роде.
И вот, как итог всей этой гонки за самым «светосильным», «резким», «размытым», «загадочным» и т.д. и т.п. появилась идея объединить все это в один флакон с современными технологиями.
Действительно, почему бы не сделать автофокусный Петцваль?
И, покопавшись в интернете, не найдя подсказок (за редким исключением), решил действовать по принципу: куда кривая вывезет.
В наличии оказались Кеноновский китовый объектив с оборванным шлейфом диафрагмы и несколько проекционных триплетов, покоривших меня своим боке в виде светящихся колечек. – Примеров в инете море, достаточно набрать в строке поиска «триоплан» - это самый знаменитый и «раскрученный» триплет.
Выбрав триплет по наиболее подходящему рабочему отрезку, я выпотрошил китовый объектив до основания, оставив в корпусе только плату управления и привод автофокуса. Все линзы и внутренние детали зума удалены.
Процесс разборки я не снимал, но это небольшая потеря, поскольку информации по этому вопросу в интернете достаточно. Я пользовался советами и рекомендациями Андрея Чиликина за что выражаю ему огромную благодарность – вот ссылка на его страницу: ссылка.
Чтобы объектив работал без «лишних» деталей не забудьте поставить перемычку на контактах датчика фокусного расстояния (фото с сайта Андрея Чиликина):
Далее – собираем наш «автогеликоид», но не одеваем декоративную резинку на кольцо зума. Вначале нужно выставить бесконечность на объективе. Но перед этим готовим к установке в полученный корпус линзблок триплета.
Здесь давать конкретные советы сложно, поскольку все зависит от того какой именно линзблок у Вас в наличии.
К примеру у меня два триплета с фокусным расстоянием 100мм и разными рабочими отрезками, два на 78мм и один на 80мм (хотя по паспорту он ближе к 78мм, но в надписи указано -80) – все три с большим различием в рабочих отрезках. Про посадочные размеры можно и не говорить – ничего общего между собой.
Для собираемого объектива наиболее подходящим оказался триплет 2.8\80. Во-первых рабочий отрезок вписывался в габариты «кита», а во вторых и это, пожалуй, главное – он идеально подошел по посадочным размерам бленды «кита».
Декоративная юбка триплета – та, на которой нанесены надписи с небольшим усилием защелкивалась на посадочное место бленды.

Пришлось укоротить заднюю трубу триплета, чтобы он уместился в объективе.
Далее закрепляем линзблок на объективе (в моем случае я его просто «защелкнул») и выставляем бесконечность. Для этого выкрутив кольцо зума на 55мм, поворачиваем линзблок по часовой стрелке (если смотреть на переднюю линзу) до упора т. е. полностью утапливаем его в объектив.
Производить эти манипуляции нужно строго в мануальном режиме!
Цепляем объектив на тушку и вращая кольцо зума в сторону уменьшения фокусного расстояния выставляем бесконечность. Лучше это сделать с небольшим «перебегом» - поскольку в автофокусном режиме это не повредит а «недобег» исправить будет сложно. Выставив бесконечность, ставим метку напротив указателя фокусного расстояния и снимаем объектив с тушки.
Теперь необходимо зафиксировать кольцо зума в положении бесконечность.
В пазах кольца есть три стопорных винта, ограничивающих вращение. Два оставляем на месте, а третий винт выкручиваем. Будьте внимательны и не потеряйте шайбу. Выкрутив винт, проверяем совмещение меток и затем ставим колечко, которое было под винтом в правый угол паза, из которого его выкрутили.
Здесь хочу сказать спасибо господам из Тайваня – где был сделан объектив, за использование пластика в его изготовлении. – Простой штопальной иглой я без усилий проделал дырку (прошу не путать с отверстием, для которого необходимо применение сверла и коловорота) под винтик в центре колечка и закрепил его винтом.
Таким образом, кольцо зума стопорится теперь в двух положениях – это бесконечность (в моем случае около 45мм) и 55мм.
Увеличивая фокусное расстояние, мы уменьшаем минимальную дистанцию фокусировки. У меня она получилась в районе 1 метра. – Слабое подобие «макро».
Вот, в общем, и всё: надеваем декоративную резинку на кольцо зума, и объективом можно пользоваться.
Это, конечно, не инструкция по сборке объектива, а скорее советы по возможной последовательности действий. Все зависит от конкретных доноров – как линзблоков так и геликоида.
И, естественно, от количества тараканов в каждой отдельно взятой голове.
P.S. (З.Ы.) На всякий случай сделал небольшое видео фотосессии полотенца с применением вышеупомянутого объектива. Прошу прощения за качество - снимал на светосильный объектив, поскольку темно, а софитов не имею; потому и ГРИП соответственный.
Вот ссылка для интересующихся: https://www.youtube.com/watch?v=B3VzNKOFiNw
Надеюсь, что кому-то эта информация будет полезной. Если возникнут вопросы, то задавайте. С удовольствием помогу, чем могу.
Сергей Суслов.
- От minkus21
- 6 453 просмотра
- Пожаловаться на Статью
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти