Перейти к содержанию
  • записей
    19
  • комментариев
    56
  • просмотров
    32 605

О свете в конце тонеля

Олег К

223 просмотра

О свете в конце тонеля.

Тут совсем недавно,  мной была предпринята попытка затронуть такую тему как методология в фотографии. Но, большая часть того текста, была посвящена анализу этой утраты. Из за чего, как мне кажется, многими я был не правильно понят. Либо просто ее не до конца дочитали – «потому шта многа букав». Хотя это нормально, что люди не забивают свои мозги ненужной им информацией. Но, тема оказалась живая, и она получила интереснейший отклик моего коллеги так же в виде другой статьи. Но, опять же в той статье, я увидел отличный анализ, но неполный «рецепт счастья», точнее указания направления – где искать эту методологию.  Хотя, я понимаю, что только этот термин, наводит ужас на многих. Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа, (алгоритм ), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Как видите, ни чего сложного нет – теория и практика! Да, еще и желание.

Хочу сразу оговориться, я не претендую своим эссе на некую догму, истину в последней инстанции - это всего лишь мое понимания основанное на личном опыте.

Я неоднократно наблюдал, как фотограф, снимающий шикарные натюрморты, совершенно невыразительно снимает пейзаж и наоборот. То же самое и с портретистами и с пейзажистами и с НЮшниками и со многими другими, кто ограничивает себя одним-двумя жанрами в фотографии.
В чем же дело? А все дело в том, что многие авторы себя ограничивают одним двумя жанрами, гордо заявляя – я пейзажист, я натюрмотрист, я портретист   и т.д. И вроде бы все хорошо, но, они сами того не замечая из раза в раз дублируют похожие на друг друга кадры, применяя одну и туже схему (световую, композиционную)и лишь незначительно меняя предметы, лица и места, не замечая того, как клонируют один и тот же кадр во всех своих работах. В принципе то и это не плохо, если творческий зуд автора этим удовлетворен.
Но вернемся к нашей методологии.  На самом деле, фотография имеет ряд своих законов, которые работают в определенных жанрах вместе или в определенном сочетании.

Что же это за методы и правила?

Хотя и часто сравнивают фотографию с живописью. Это верно, но лишь отчасти, поскольку художник волен включить  или исключить тот элемент, по своему усмотрению, к тому же каждый живописец-натуралист, имеет под рукой множество тюбиков, подчас с несколькими десятками оттенков, плюс кисти разного калибра, плюс неограниченное количество времени и свою творческую фантазию и опыт. А вот фотограф не имеет в своем арсенале таких инструментов и вынужден работать с тем материалом, который есть на самом деле. Если кто то мне сейчас захочет возразить, что есть такой мощный графический редактор как Adobe Photoshop, то я отошлю его в школу коллажа и графического рисунка, потому что фотография, все-таки по своей сути документальна. Конечно, всегда можно на пейзаж с невыразительным небом поставить шикарное небо с другого кадра, но, это уже перестанет быть фотографией. Хотя пивную банку, случайно попавшую в кадр где-нибудь в уголке, которую вам было лень положить в стоящую урну или на крайней случай пнуть своим дорогим ботиком из кадра, все таки не возбраняется убрать, штампиком в фотошопе. Недаром на многие престижные фотоконкурсы не принимаются снимки  подвергшиеся обработке в графическом редакторе, при которой они претерпели значительные изменения.  А их организаторы, требуют от авторов присылать RAW/NEFF формат. А что же имеет фотограф? Наверное,  никто не станет спорить, что фотография это свет! Да, свет это единственный материал, которым пишется фотография. Цифровой датчик фотокамеры, устроен таким образом, что он фиксирует только свет и его интенсивность. Кстати в абсолютно сером цвете, это и есть тот самый формат RAW, снимать в котором рекомендуют многие опытные фотографы.  И уже потом, пропуская этот свет через фильтры RGB, процессор фотокамеры с заложенным в него алгоритмом инженерами производителя, преобразует их в цветную картинку. И время у него, если конечно это не студийная съемка, так же весьма ограничено «капризами» солнца.  Но, в любом случае, свет, естественный (солнечный или искусственный) это общий материал для фотографии!
Поэтому, каждому фотографу, нужно учиться видеть (читать) свет, как он работает на его фотокамере в том или ином случае. Не важно при этом снимаешь ты в
RAW или в JPEG, обрабатываешь ты снимки после или выкладываешь их такими как есть, считая любые графические редакторы истинным злом. Поскольку даже возможности обработки, так же ограничены и из проваленных теней или засвеченных светов не всегда удается извлечь информацию, нужного качества.  Сейчас уже «слышу» возражения, что хорошая фотография необязательно должна быть технически правильная. Отлично! Попробуйте приготовить очень красивый салат, но из гнилых и прокисших ингредиентов, а потом насладиться его вкусом! Или же приготовить некое блюдо из очень качественных продуктов но, пересолив его или не доварив те или иные ингредиенты, ну или залить все это прокисшей сметаной! Так же и фотография, если она хорошая, то все ее составляющие и композиция, и экспозиция, и техническая сторона, должны быть безупречны, в противном случае, это пересоленый суп или салат из прокисших овощей. Может ли быть хороший портрет с фокусом не на глазах, а на плече… Наверное нет! Потому что фокус это один из приемов фотографии, который служит для подчеркивания ее выразительности.  А в портрете, таким элементом выразительности считаются глаза!

Теперь о других составляющих элементах. Для каждого жанра они свои, но перечислим их  сейчас все Перекличка  света и теней, композиция, динамика, движение, эмоции, геометрия, контраст, цвет, фактура.  Давайте посмотрим, где наиболее работают те или иные составляющие элементы главными.

Для пейзажа будут главными свет и цвет, поэтому пейзажисты рано встают, стараются снимать во время «золотого часа», долго ищут наиболее выразительную композицию, нужную точку съемки, которая покажет разноплановость местности.

В той же городской или архитектурной съемки, важны – геометрия, линии, формы , фактура, свет, а вот цвет, там не играет столь значительной роли и зачастую монохромные архитектурные кадры выигрывают перед цветными.

Или возьмем репортаж, где главными элементами будут движение, динамика, эмоции, а цвет, свет и даже формы там  второстепенны.

То-же самое и, в других жанрах, допустим в том же жанре НЮ, главное формы и свет, который собственно и отрисовывает эти формы, а цвет и динамика, там не играют значимой роли. Потому что свет может подчеркнуть формы,  придать объем, а цвет (фон) всегда можно поставить тот который нужно, да и вообще фон там лишний, а цвет тела у всех людей (европейской расы) примерно один с незначительными оттенками.

Умело сочетая в определенных пропорциях эти составляющие элементы, мы можем получить нужный результат на снимке.  Главное знать, в каком жанре работают главными эти элементы.

Не нужно так же забывать о других инструментах, таких как оптика, которая помогает фотографу воплотить свой замысел в жизнь. Широкий угол, лучше помогает усилить передний план, раскрыть перспективу, а теледиапазон, напротив - сжимает перспективу. И, кто бы что мне не говорил, что пейзаж можно снимать на полтинник, я никогда с этим не соглашусь. Хотя, наверное, можно, где-нибудь в пустыне или горах, даже на 400 и 500 миллиметров фокусного расстояния. Но это скорее исключение из правил. Так же как и лицевой, портрет на широкоугольный объектив, может получиться удачным в одном из тысячи случаев, да и то если будет сделан в репортажном стиле. Потому как для портретов все предпочитают более узкий угол, во избежание искажений пропорций лица.

Все это не сложно понять, если просматривать в день хотя бы по пятьдесят-сто кадров, хотя желательно и больше, для тех, кто хочет все-таки разобраться самостоятельно во всех нюансах фотографии. А где их просматривать, это уже вопрос непринципиален.



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×