Мой Canon

  • записей
    18
  • комментария
    53
  • просмотров
    31 269

От черного квадрата к картошке на черном фоне или о кризисе в "мировом" искусстве

Олег К

459 просмотров

blog-0566058001467180932.jpg.e2232c7262d2e6ea8a9c9a851495ea6b.jpg

Ровно век назад, в декабре 1915 г. (январь 1016 г. по новому стилю) в северной Пальмире, произошло некое знаковое событие в жизни искусства, которое откликнулось ровно-ровно через век еще таким же отзвуком , который стал знаковым!
А дело было так. Группа неких молодых людей, претендующие толи быть декораторами, толи дизайнерами (раньше и словов то таких впрочем, и не было), решила организовать выставку своего творчества. Даже название придумали этому новому направлению – супрематизм. Все шло как обычно – сняли помещение, развесили свои работы по стенам, дали афишу и стали ждать дня открытия! Но, случилось тут такая штука. Пря в ночь перед открытием их выставки, одного из участников вдруг озарило – он понял, что есть некий косяк в его одной работе. Работу ту было уже не убрать, т.к. уже N-ное число было заявлено. И тогда, он решился исправить тот косяк втихушку – взяв четверть самогону для сторожа того помещения где висели их работы, кисти и краски он отправился прямиком туда. Сторож, конечно, его пустил, удовлетворившись четвертью того самогона и его объяснением, что ему нужно просто перевесить одну какую то работу на другую стенку иначе вся концепция рушится. И вот, он проник в зал. Но толи света было недостаточно, толи руки дрожали у нашего героя, но, косяк тот никак не хотел исправляться, а только лишь усиливался и делался все более очевидным. В конец измучившись, уже под утро, Казимир, а именно так звали нашего героя, плюнул на это дело окончательно, взяв широкую кисть и, просто закрасил свою работу черной гуашью, написав на обратной стороне «1913», что бы окончательно сбить с толку любопытствующих и пошел спать… Оставив на стене черный квадрат в белой рамке, точнее подобии паспорту.
Могли тогда догадаться Казик, что волей неволей он только что собственными руками сотворил некий символ, того нам не ведомо. Но, это стало именно так, – символ заката искусства, закат который выражался в том, что кисти и краски, карандаши и бумага стали общедоступны, в виду их массового производства, их не надо было уже долго изготавливать, узнавая секрет их состава от учителя своей школы или артели, который их получал точно таким же способом – из уст в уста! А определённая часть населения имела достаточное время и средства, что бы в поисках развлечения и занятия себя в периоды безделья, что бы обратить свой взор на живопись, за занятием которой они пытались себя развлечь. Все великие полотна и сюжеты начиная от библейских и заканчивая портретами Великих Королей были написаны. Да и Великих Личностей, готовых платить за свои портреты почти не было. К тому же в жизнь уверенными шагами входила фотография, как новый вид искусства. Уже скоро доджен был начать «творить» известный основатель агентства Магнум, Антри Картье Брессон. Ко всему прочему гремела Первая Мировая война!
В общем, можно смело утверждать, что само Проведение двигало рукой Казимира, который в ту ночь замалёвывал свой косяк, отчаявшись его исправить! Наутро пришли все авторы на открытие и, увидев доселе неизвестную им работу на стене, сразу же смекнули в чем дело. Но публике, разыграв на людях комедию, представили, что за этим черным квадратом кроется некий глубокий смысл. В конце концов, их маркетинг, который строился на принципе: «Главное не что, а главное как», победил и сейчас сей (то ли его копии) шедевр висит на стенах аж трех музеев, пройдя через десяток владельцев, которые платили за это круглые суммы.
Ровно через сто лет, произошло другое событие, по нашим меркам такое же заурядное, как и прошлое. А случилось вот что. Был один юноша-фотограф, подрабатывал на жизнь тем, что снимал разных людей, в том числе и в Силиконовой долине, платили не много, долларов по пятьдесят не больше, но на жизнь хватало. Говорят, даже Йоко Оно удалось ему как-то раз снять, чем он очень гордился!
В то время один человек, сидел и пытался срочно, куда-то деть миллион (может больше). На Западе так просто миллион не потратишь, там все безналичкой идет, а нашему человеку, нужно было очень срочно списать, со своего счета миллион, и что бы покупка реальная была, и что бы деньги целыми вернулись. Возможно, с женой при разводе не хотел состояние делить. И тут случился исторический парадокс - к нему в дверь постучал, наш фотограф. Разговор примерно состоялся такой:
- мистер, Вы хотите я, сниму Ваш портрет?
- нет, нет, молодой человек, ни каких портретов, я очень занят, извините…
Ответил наш мистер Х фотографу, как вдруг его осенило. Фотограф уже расстроенный направился к двери, как вдруг его окликнули:
- погодите молодой человек, сколько Вы хотели получить за портрет мой?
- ну, ну, пятьдесят евро, могу уступить…
- нет, нет, не надо никаких уступок, скидок… я куплю у Вас Вашу фотографию, но, мне не нужен мой портрет!
- да, а что же Вы хотите тогда? – спросил удивленный фотограф.
- снимите любой предмет и принесите мне, я его куплю у Вас за сто евро!
- что прям любой, любой предмет? – спросил растерянный фотограф, еще не веря в свое счастье.
- да черт вас побери, любой и как можно быстрее.
Фотограф скорее помчался к себе домой, где нашел из всех предметов, только старую картофелину. Забыв ее даже помыть, он сгородил простенькие флаги, для отражения света вспышки от фона и снял ее на черном фоне. После чего распечатал на принтере и принес заказчику. В этом случае, молодой человек Абош Кевин (так звали нашего второго героя), наверняка понимал, что все т.н. искусство фотографии умерло уже давно, с появлением на рынке потребительских товаров широкого спроса цифровой фотографии и доступностью технологий массовому потребителю. И вообще маркетинг двигатель прогресса.
Заказчик, минуту посмотрев на фото принесенное исполнителем, сказал:
- годится, - протянув ему сто евро и попросив передать ему права в письменной форме на эту фотографию.
Дальше он позвонил своему хорошему знакомому, и сказал, что хочет выставить это фото на аукцион.
- помилуйте, кому нужна эта фотография и за сколько ее можно продать? Ну, центов за пятьдесят, максимум за пару евро!
- нет, нет, куплю ее у вас я и куплю за миллион!
Его оппонент, моментом все сообразил. На ближайшем аукционе, тройка маклеров моментом подняли сумму лота «фотографии с картошкой» до нужного значения и как только цена поднялась до миллиона от «неизвестного» покупателя, ставки больше не поднимались и шедевр ушел с молотка! На следующий день желтая пресса напечатала эту новость на своих страницах, а белая, сочла ее не заслуживающей места у себя на полосах. Узнав про эту новость, Абош наверняка воскликнул – главное не что, главное как! Повторив, таким образом, слова супрематистов прошлого века, среди которых был и Каземир.
Но мое скромное эссе не о том…
С приходом в нашу жизнь цифровой фотографии и всемирной сети INTERNET, живое непосредственное общение, активно начало перемещаться в веб-пространство. Не избегли этой участи и фото-клубы, которые начали организовывать различные т.н. фото-сайты. Но в погоне за массовость и посещаемостью своих ресурсов, их владельцы и организаторы открыли доступ для на свои ресурсы для всех желащих и на них хлынула огромная масса новичков в фотографии, называющие себя фотолюбителями, да и вообще людей очень далеких от фотографии и просто желающих поговорить о чем бы то ни было. И процесс социализации виртуальных фото-клубов пошел. Если еще лет семь назад, фото-сайты, начали активно мутировать в социальные сети набирающие популярность в виртуальном пространстве, подменив изначальную свою суть фото-клубов, в виду того, что на них грянуло огромное число новичков. То, теперь на этом их мутация не закончилась. Мутировать они продолжили и домутировались до сект. Да, да, да самых банальных сект, с той лишь разницей от разных адвентистов да пятидесятников с кришнаитами, что там всю мистическо-религиозную идеологию заменяет собой типа фотография, точнее цифровое изображение и все что с ним связано. Тут (на фотосайтах) точно так же – если ты не скандируешь со всеми Алилуйя, если не поешь со всеми хором Харе-Кришна, ты там чужой. Никто тебе не напишет ни строчки, ни оценит твои фотографии. Ну, разве что на пару баллов, типа плохо! А если ты не кричишь восторженно – Асанна, местным гуру, то вообще тебе полный игнор будет обеспечен со стороны всех участников сайта. Главное отличие секты, это вера в некого бога и то, что ее члены считают себя непогрешимыми автоматически в виду своей причастности к тому или иному мистическому культу. В кругу фотосайтов, царит такая же атмосфера и дух с той лишь разницей, что за место некого божества там выступают различные апостолы от фотографии. Например, тот же Анри Картье Брессон. И хотя как репортер он и был не настолько талантлив, но в разряд классиков фотографии, вошел, благодаря двум факторам - будучи идейным вдохновителем агентства, выдвигал принципы фотографии, важнейшими из которых были: использовать фотоаппарат Leica фотографировать для агентства Magnum Photo, не допускать постановочных съёмок, кадрирования фотографий. Вот и все слагаемые его классицизма. Но неофиты от фотографии упорно лепят из него божество!!! Это одно из самых распространенных заблуждений, хотя даже на классиков и основоположников фотографии Брессон не годится, слишком поздно (в 1947 г.), он появился на ниве фотографии, до него фотография уже была написана и имела солидную историю.
Помню я, как однажды попал на собрание одной такой секты – протестантов-харизматов. Суть основы их учения основан на том, что они верят в «дары Святого духа, говорения на «иных языках», которые (согласно Библии) был дан апостолам, когда они пошли проповедовать. По сути, апостолам свыше был дано понимание и умение разговаривать на языках тех народов в земли, которых они пошли с проповедью учения Христа. Но харизматы почему то упорно проповедуют идею о том, что им дан дар говорения на неком «ангельском» языке. И вот встретив одного их представителя, такого интересного молодого человека, уверявшего меня, что так оно и есть, они разговаривают на этом ангельском языке, на собраниях, я согласился принять его предложение посетить такое собрание, что бы все-таки увидеть и услышать, что же это за такой ангельский язык. Все начиналось как обычно – со скромного, а точнее скудного чаепития, крайне слабенького чая и почти такого же безвкусно-пресного печенья. Но, потом, они встали в круг, взявшись за руки и тут начиная с т.н. их лидера, я услышал нечто такое:
- асталл-лусшвыр-кур-гмакра-кубултук-химувд-кр-дми-нктф-д-сит-янт-риан-вык-ж-дкрав-ушлие-млик-кара-култум-абр-рак-карст….…
Моя правая рука закоренелого атеиста потянулась немедленно в искреннем желании немедленно осенить себя крестным знамением, а левая полезла в карман за мобильным телефоном, что бы вызвать неотложную психиатрическую помощь.
- неужели что то с чаем было не то?
Я отчаянно пытался найти ответ на этот вопрос, поскольку, кроме чая ни кто из членов секты ни чего не употреблял(при мне по крайней мере). Но, я и сам хлебнул того чайку и проверив свои ощущения, со мной все таки было все в порядке и «дух святой меня не одарил даром ангельского говорения», я все таки успокоил себя мысль о том, что это было нечто другое, что они употребили до меня. Поэтому спокойно дождавшись окончания их сеанса общения с ангелами, я вежливо попрощался и покинул их собрания. Вызывать наркополицейских у меня не было никакого желания. Даже сейчас при попытки хоть как то передать эти звуки и проговорить их про себя, что бы более точно их написать у меня до сих пор начинает подступать ком к горлу и начинается тошнота. А ребята на них говорят каждый день….
Так же и на фотосайтах, отдельные их участники тоже пытаются быть своего рода харизматами. Что только не проповедуют, начиная от некой пекторальной фотографии и заканчивая семиотикой (ну как тут не вспомнить нашего первого героя Казимира с его супрематизмом).
При чем, сколько бы внятно свою философию, понимание этих жанров фотографии такие адепты пояснить не могут, и обычно на просьбу сказать чуть больше двусложной фразы, издают все те же звуки «говорения на ангельском языке» как и протестанты-харизматы на своих собраниях.
Еще одно сходство с сектами, это отсутствие у большинства нормальных имен, только некие загадочные НИКи и такие же аватарки с лицом, спрятанным за фотокамерой – типа я вот фотограф. Без этого не понятно, что на фото-сайте все фотографы, может, конечно, человек, таким образом, показывает участникам, что у него тоже есть фотоаппарат. Во многих сектах тоже некоторые инициированные члены ходят в балахонах и имеют некие духовные имена, по паспорту он значит Вася Иванов, а в секте он какой-нибудь Вишну-Дан. Но, почему многие имя свое настоящее не пишут? Я долго думал над этим фактом и понял, стесняются и своих работ и своих комментариев. А так, поставил некую загадочную аватарку и такой же ник, вроде «Vostok» и все, пиши, что хочешь, типа ни кто тебя не узнает.
Самым убийственным доводом считается апеллирование и употребление в комментариях термина «фотоискусство». Вот так не больше-не меньше – Искусство и все. Ладно бы употребляли термин творчество, но, нет, творчество это для них мелко, как бы кружком какого-то юношеского творчества отдает из дворца пионеров, наверное. Для таких гуру можно употреблять термин только ИСКУССТВО. Порой так и хочется спросить таких искусствоведов, – с какой стены Третьковки или Лувра они сошли, что взялись за рассуждение о каком-то искусстве фотографии. Но, удивительно другое, то что больше двух-трехсложной фразы эти искусствоведы написать не в силах, не позволяет словарный запас. И все что они могут выдать, это: фото дрянь, горизонт завален и т.д.
Но, самым распространенным комментарием на фото-сайтах является это конечно, кадрирование. Наверное, большая часть таких вот комментаторов, только что и делает, ходит в виртуальной галереи сайта с «ножницами» (рамкой кадрирования) и предлагает постоянно, что то отрезать авторам от их работ. Может они, конечно в детстве в аппликации не наигрались, поэтому тяга отрезать у них осталась – что то повырезать. Ну, хоть миллиметр, два, но надо им от каждой работы отрезать. Мне интересно порой становится, что они на выставки тоже с ножницами ходят?
Так же как и самым популярным жанром «считается» пейзаж. Возможно из-за кажущейся большинству доступности и своей «политической» нейтральности! Но других авторов с другими жанрами смотрят, но молчат, как партизаны на допросе в плену! Хотя, можно смело констатировать, что это так, большинство т.н. любителей, действительно бояться снимать любой другой жанр, кроме пейзажа, бояться на людях, поднять фотокамеру. Причем как то проявлять интерес к другим жанрам и уж, упаси СветоСила, их как то оценивать у многих пейзажистов считается чуть ли не моветоном! Ну, типа мы любители в разных жанрах мы не понимаем, поэтому смотрим и оцениваем только природу, она нам ближе.
Справедливости ради нужно сказать, что такое вот группирование есть у каждого направления – нюшники смотрят нюшников, натюрморщики-натюрмощиков, портретисты – портретистов, макрушники-макрушников. Всем остальным упорно брезгуют.
Основой эталона считается рейтинг, все за него бьются – у кого он больше. Хотя большей очевидной абсурдности придумать нельзя, когда авторы сами себя оценивают.
Хотя как написал один автор на одном фото-сайте, что большинству пользователей, все эти заумности и даром не нужны, им нужно пообщаться. Правда и общения я особо не наблюдал, а короткие фразы, вроде: хорошо, нравится, я не могу назвать общением.
Ну, остается, добавить в общую картину, что сайты наводнены клонами, как солдатский тюфяк клопами и на этом можно ставить жирный крест на всем «искусстве фотографии».


Петр и Mx110 понравилось это
  Жалоба


2 комментария


Петр, не, суета то тут не при чем!!! Это просто продолжения моего анализа  фотолюбительства в современном виртуальном мире (фотосайтах), написанного в эпистолярном жанре. И частичное сравнение, точнее находка параллелей в прошлом. А они были, есть и будут в будущем. Иногда случаются знаковые события, вроде тех, что я описал.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас