Перейти к содержанию

Как замораживать движение

Никто не будет спорить с тем, что фотографии, на которых запечатлены остановленные мгновения быстротекущих процессов, являются одними из самых интересных и привлекательных. И это немудрено! Дело тут в том, что глаз человека может видеть лишь общую картину происходящего, так сказать, сам процесс во временно?м протяжении, в движении. А вот фотография – это  изображение статичное. Это – остановленное мгновение. Именно такая картинка, на которой мгновение остановлено, и позволяет нам с вами рассмотреть процесс во всех мельчайших деталях, увидеть и осознать происходящее во всех нюансах. Ну, например, осколки разбивающегося стекла. Посмотрите, как красиво они разлетаются в разные стороны! Как разнообразны они по своей форме, размеру и структуре! Разве может человек увидеть это своим глазом, зафиксировать в своем мозге? Конечно же нет! А лицо спортсмена во время рекордного прыжка? На фотографии же  всё это наглядно видно. Всё можно великолепно рассмотреть!

Для того, чтобы зафиксировать на снимке быстротекущие процессы, не стоит полагаться на удачу, на «его величество случай». Они очень часто подводят человека. Необходимо  просто правильно подготовиться к работе, а для этого нужно хотя бы познакомиться с теорией этого дела, узнать, как  работают в этой сфере фотоискусства другие люди, опытные мастера. И только после этого, да и то не сразу, у вас может получиться что-то более-менее пристойное. Вот именно по этой причине в сегодняшней статье мы решили обратиться к опыту фотографа Калиана Кумара (Kalyan Kumar), который снимает быстротекущие процессы уже около 40 лет. Этот великолепный мастер своего дела часто пишет для самых разных интернет-ресурсов, дает весьма нужные и полезные советы новичкам. Сегодня мы хотим познакомить вас с этими наработками известного мастера, а так же предложить вам принять к сведению несколько советов и рекомендаций Калиана Кумара, которые, как нам кажется, помогут вам создавать действительно интересные снимки, а не формальные кадры, на которых «заморожено» то или иное движение.

02.jpg

Калиан, конечно же, ничуть не отрицает, что движение – это вещь сложная и непредсказуемая. Поймать в кадр желаемый момент бывает действительно очень сложно. Причем, сложно порой  даже и опытному мастеру фотографии. Для того, чтобы сделать по-настоящему хороший, запоминающийся  снимок, фотографу нужно знать и уметь многое. Ну, например, нужно уметь молниеносно реагировать на обстоятельства происходящего.
Для того, чтобы потом не разочароваться  самому и не разочаровать своих зрителей, фотографу несколько довольно важных нюансов съемки быстротекущих процессов.
Итак,

Первый нюанс. Предварительная фокусировка объектива

Неважно, какая у вас фотокамера. Дорогая или дешевая зеркалка в вашем распоряжении – это практически не имеет значения. Главное, чтобы  в ней была предусмотрена возможность отключения функции  автофокуса. Нам потребуется ручная фокусировка. Причем, предварительная. Проще говоря, сфокусировать объектив на конкретную точку нужно еще до начала съемки. Кроме того, что при таком способе фотографирования четкость и качество снимков у вас заметно улучшится, это поможет вам оставаться начеку и планировать фотографируемый процесс заранее вплоть до мельчайших деталей. Проще говоря, с помощью предварительной настройки резкости можно зафиксировать оптимальное положение фотокамеры относительно точки, в которой и будет происходить процесс, который вы намереваетесь запечатлеть.

05.jpg

Как же это сделать на практике? При помощи автоматической фокусировки объектива определить нужные цифры по отношению к той точке, в которой будет происходить кульминация события. Затем автофокус следует отключить  и сосредоточить все свое внимание  на отдельном элементе. Таким образом вы сумеете уменьшить время задержки между моментом нажатия на спусковую кнопку затвора и фактическим «захватом» нужного момента в кадр. В итоге на снимке вы получите именно то, что вы и планировали получить, а не то действие, которое происходило до или после кульминации быстротекущего  процесса.

Второй нюанс. Учитывание времени задержки срабатывания затвора

Многие фотографы, к сожалению, не очень хорошо знают все технические возможности своей камеры. А уж ее индивидуальные особенности – и подавно. В том числе и о времени, которое проходит с того момента, когда вы нажали на спусковую кнопку затвора и до собственно срабатывания затвора. Увы, но для многих, особенно начинающих, фотографов  это может оказаться весьма неприятным сюрпризом… И всё из-за того, что они не знают, как устроен и работает затвор фотокамеры. А механизм это, смеем вас заверить, очень и очень сложный. И довольно часто из-за обыкновенного незнания фотографа особенностей своей фотокамеры теряются многие неповторимые мгновения.
От этой проблемы невозможно уйти даже сегодня, когда, казалось бы, вся техника, в том числе и фотографическая, совершенствуются с каждым днем. Даже самые дорогие и совершенные профессиональные зеркальные фотокамеры имеют этот недостаток. Что уж говорить о простых, что называется,  бюджетных фотоаппаратах. Тем не менее, такая особенность существует практически у всех современных фотокамер. У каких-то больше, у каких-то меньше, но – практически у всех.

03.jpg

Для того, чтобы определить сколь велика эта задержка, фотографу необходимо провести предварительные измерения. Как же это сделать?

В принципе, это довольно несложная процедура. Просто нужно сделать несколько пробных снимков, которые дадут вам возможность достаточно четко отследить отставание между реально происходящим событием и тем изображением, которое вы получили. Обратите внимание на этот временнОй разрыв, уясните для себя, велика ли его продолжительность, и учитывайте это время при съемке. Конечно же, речь в этом случае  идет о долях секунды, но, тем не менее, и их нужно учитывать, особенно при съемке быстротекущих процессов. Проще говоря, вам нужно заранее «пристреляться».  И привыкнуть к этому. Освоить на практике.

Третий нюанс. Съемка с проводкой

Так называемая съемка с проводкой – пожалуй, один из старинных способов получения эффектных фотографий движущихся объектов. Особенно хороши снимки, сделанные в этой технике крупным планом.  На них сам движущийся объект – ну, например, быстро мчащийся автомобиль, спортсмен в прыжке или в каком-либо другом стремительном движении – изображены резко, а вот фон размыт. Этот эффект очень хорошо подчеркивает скорость движения.  
Снимать в этой технике довольно несложно. Как? А вот как. Экспозицию (значение выдержки и диафрагмы) нужно выставить на фотоаппарате заранее. После этого удобно и крепко взять фотокамеру в руки, прислонить видоискатель к своему глазу и отслеживать через него движение нужного вам объекта, как бы «вести» его своим глазом.  И в нужный момент нажать на спусковую кнопку затвора. Но и тут нужен определенный навык. Желаемого результата вы добьетесь не сразу.  Но, тем не менее, со временем он будет радовать вас! Как мы уже сказали, фон на таких снимках у вас будет получаться эффектно и красиво смазанным, а главный объект – идеально резким.

Четвертый нюанс. Работа со вспышкой

Любому фотографу никогда не стоит забывать о таком важном аксессуаре, как вспышка. Речь идет, конечно же, о вспышке накамерной. Она должна непременно быть у каждого владельца зеркальной фотокамеры, который заботится о том, чтобы его снимки были бы технически совершенны. Просим не путать вспышку накамерную со вспышкой встроенной в фотоаппарат. Тем, кто не знает, что такое накамерная вспышка, скажем: именно она продается отдельно и крепится на фотоаппарат. С ее помощью можно получить великолепные, а порой и просто уникальные снимки, такие, которые без вспышки получить просто невозможно.

04.jpg

Снимать с накамерой вспышкой быстротекущие процессы лучше всего тогда, когда объект съемки расположен близко от аппарата, или когда приходится снимать в темном помещении, или на улице в условиях недостатка освещения. Резкий импульс сильного света вспышки как бы «замораживает» движущийся с огромной скоростью объект или происходящее с ним действие. И таким образом этот объект можно очень хорошо выделить на темном фоне. Более того, свет, сконцентрированный на этом объекте, делает его более четким и контрастным по отношению к фону. А фон при этом размывается. В результате всего этого, на контрасте, резкости-нерезкости, на игре света вы можете получить очень красивый и эффектный снимок.

А теперь давайте подведем некое резюме всему вышеизложенному в этой статье. При съемке быстротекущих процессов и вообще быстродвижущихся объектов важно помнить о всех тех факторах, о которых мы сегодня рассказали, и применять их в совокупности. А именно: планирование сцены, правильная фокусировка, съемка с проводкой и расчет времени задержки срабатывания затвора. Только в этом случае можно надеяться на положительный результат работы.

 

takefoto.ru




Обратная связь

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет



Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×